СШнема

"Женщина в черном" или мальчик со шрамом?

Готический хоррор Джеймса Уоткинса "Женщина в черном" можно награждать уже сейчас, даже не глядя. Например, за  грамотный пиар-ход: Дэниел Рэдклифф в главной роли. В феврале актер приезжал к нам в Россию, чтобы представить фильм, провел несколько пресс-конференций, сходил в гости к "пэрисхилтонцам". Лучше и не придумаешь. А в середине марта состоялась премьера.

Бессменный исполнитель роли Гарри Поттера на этот раз играет Артура Киппса - молодого лондонского юриста, который в одиночку воспитывает 4-летнего сына. Действие, согласно одноименному роману английской писательницы Сюзан Хилл, по которому и снят фильм, происходит в конце XIX века. Шеф отправляет Киппса в деловую поездку и дает знать, что от ее результата будет зависеть карьера молодого человека. Артур прибывает в маленькую глухую деревушку без каких-либо признаков цивилизации: нет телефона, телеграф только по праздникам, а местные жители  пугливы и суеверны - с опаской относятся даже к новенькому "Бентли" одного местного богача. Как полагается, по приезду адвоката в деревне начинают происходить страшные события - один за другим умирают местные детишки, причем при весьма странных обстоятельствах…

Оригинальный роман я, честно скажу, не читала. Да и после просмотра фильма не особенно хочется. Сюжет сложно назвать увлекательным, и уж совсем тяжело - оригинальным. На сегодняшний день, по крайней мере. Обиженные души мертвецов, мстящие оставшимся в живых, встречаются чуть ли не в каждом третьем, а то и втором фильме ужасов. Хотя, вы ведь догадываетесь, что главной, так сказать, "фишкой" в данном случае является вовсе не сценарий, а одна небезызвестная фамилия в списке актеров. Будем честны, добрая половина зрителей оказалась в зале, чтобы посмотреть на Дэниела Рэдклиффа без шрама на лбу. Да и я, в общем-то, тоже. Но не только поэтому.

Как-то раз крупная сеть кинотеатров организовала конкурс: надо было снять короткометражку в жанре ужасов. Мы с друзьями решили попробовать. Фильм, надо признаться, вышел неважный. Так как все делалось в последний момент, время на сочинение чего-нибудь приличного не оставалось. Зато мы не поскупились на полагающиеся жанру приемы: странно ведущие себя персонажи, внезапно гаснущий свет, страшные лица, возникающие при зажжении спички в этой самой внезапной темноте, страшные лица в окнах и отражениях, ну и конечно, непонятные, быстро проскальзывающие тени, устрашающая музыка и резкие звуки. Тем не менее, крупная сеть кинотеатров даровала нам абонемент на 11 сеансов фильмов ужасов. Вот так мы и оказались на показе "Женщины в черном".  Было очень смешно, когда усевшись в кресла, мы стали обнаруживать этот набор стандартных приемов и в новом фильме.

Речь не идет о сравнении. Разумеется, даже самые банальные приемы, использованные здесь, сделаны качественно, как и сам фильм в целом. Красивая картинка радует глаз. Этого не отнять. Видно, что создатели старались сделать хоть и страшное кино (уж извините, но жанр ужасов мало кто считает высокохудожественным), но со вкусом.

Дэниел Рэдклифф, рассказывая о фильме во время своего визита в Россию, сообщил, что он это не обычный ужастик, там нет морей крови и всяких таких дешевых штучек. Крови и правда замечено не было (за исключением парочки пятен), однако, все остальное, как полагается - большой старый дом с призраками, по которому герой бродит добрую половину фильма, отражения бледных лиц в окнах и зеркалах, дождь, гроза, туман. Продолжение стандартного набора.

У меня сложилось двоякое впечатление об этой картине. С одной стороны, уж очень много таких "стандартностей". С другой стороны, возможно, благодаря банальностям, фильм создает атмосферу. Действительно красивый визуальный ряд, впечатляющая операторская работа, антураж прошлого века, ради которого использовались даже антикварные раритеты из частных коллекций, звуковое оформление. Фильм получился действительно красивым и атмосферным, что для фильмов такого жанра является редкостью, по крайней мере в последние несколько лет.

Кстати о звуке. Я начинаю замечать стремление к тишине, которое выливается прямо в тенденцию. Причем, на мой взгляд, эта тенденция положительная - не перегружать фильм разными звуками, нужными и ненужными, а особенно музыкой. В "Женщине в черном" тоже так. Музыка есть, конечно, но большинство моментов построено на контрасте тишины и неожиданных резких звуках. Причем тишина буквальная - слышен хруст попкорна и разговоры зрителей. Все-таки, некоторые люди вообще не умеют молчать. Ни при каких обстоятельствах. Все больше склоняюсь к уже банальному мнению о том, что не стоит смотреть кино в кинотеатре. Никакого уважения ни к создателям фильма, ни к остальным зрителям! Если режиссер задумал, что в каких-то моментах должна быть тишина, он вовсе не имел в виду, что это звуковая пауза для хруста попкорна. И еще обязательно найдется кто-нибудь, кто будет строить из себя Петросяна, выкрикивая на весь зал сомнительно смешные шуточки.

          "Здравствуйте, я - Артур Киппс", - представляется персонаж Дэниела Рэдклиффа.

          "О, а я думал Гарри Поттер!" - раздается голос из зала.

Да, судя по всему, самый насущный вопрос для наших зрителей, касающийся этого фильма: получилось ли у Рэдклиффа сыграть НЕ Поттера. Вообще-то, в родной стране его актерская карьера развивается весьма неплохо: Дэниэл успешно участвует в театральных постановках, а что касается кино - помимо "Поттерианы" он снялся в нескольких телефильмах и кинолентах. Но для российского проката "Женщина в черном", пожалуй, первая картина с ним в другом амплуа.

Есть у нас такая традиция - закреплять за каждым зарубежным актером своего актера дубляжа. Ну может это и не традиция, но так как-то всегда выходит. В данном случае это было вовсе некстати. Все пришли посмотреть фильм с Гарри Поттером, который на этот раз не Гарри Поттер, уж простите за тавталогию. И вот, когда появляется на экране до боли знакомое лицо, да еще и разговаривает таким же знакомым голосом - это уж слишком! Вначале "Женщины в черном" у меня в голове промелькнуло: "Ну какой он адвокат, да еще и с 4-летним сыном - слишком юн для этого". Однако, ощущение это быстро прошло.

Кроме Рэдклиффа можно отметить еще и Кирена Хайдза, сыгравшего самого богатого и образованного человека в местечке, куда по сюжету приезжает молодой адвокат. Оба актера прекрасно справились со своей задачей.

Кстати, нынешняя "Женщина в черном" - не первая экранизация романа Сюзан Хилл. В 1989 году режиссер Герберт Уайз также снял фильм по этой книге,  и, что интересно, главного персонажа в нем сыграл Эдриан Роулинс. Это была первая серьезная роль в карьере актера. А впоследствии он был приглашен на роль Джеймса Поттера (отца "мальчика, который выжил") угадайте в какой фильм? И вот теперь в новой экранизации роль Артура Киппса вроде бы по наследству перешла Дэниелу Рэдклиффу. Такая вот мистическая связь между "Женщиной в черном" и "Поттерианой". Просто магия какая-то!

    
Виктория 13, 2012 03:29:55

У нас в стране все хохмачи на уровне "Аншлага"

Михаил 31, 2012 03:29:11
"Здравствуйте, я - Артур Киппс", - представляется персонаж Дэниела Рэдклиффа. "О, а я думал Гарри Поттер!" - раздается голос из зала.
- фееричный юмор :)

:

.
|
, :