СШнема

Я здесь не для того, чтобы меня любили

Стефан Бризе из Парижа с любовью…

С 21 по 27 марта в кинотеатре "35мм" проходил кинофестиваль в рамках Дней Франкофонии. У всех любителей французского кино появилась возможность не только познакомиться с творчеством уже преуспевших в кинорежиссуре авторов, но и лично пообщаться с ними. Марк Фитусси ("Копакабана"), Даниэль Винь ("Жан де Лафонтен – вызов судьбе"), Стефан Бризе ("Мадемуазель Шамбон"; "Я здесь не для того, чтобы меня любили") прибыли в Москву, чтобы представить свои картины российскому зрителю. Спрятанная глубоко страсть и сдержанный юмор в сочетании с истинно французскими музыкальными мотивами — у всех желающих была возможность сполна насладиться этой атмосферой.


Перед показом

Мне выпал счастливый случай оценить картину Стефана Бризе «Я здесь не для того, чтобы  меня любили» (Je ne suis pas là pour être aimé 2005). В кинотеатре перед залом, где в последствие демонстрировали фильм, толпилось много желающих, что удивительно, если учесть тот факт, что начало показа было назначено на двенадцать часов, и это была суббота. Та самая суббота, что идет после пятничного веселого вечера. Билеты были раскуплены полностью.

Редко можно увидеть более разношерстную аудиторию: от случайных прихожих людей до нацеленных на просмотр картины пожилых кинолюбителей. Молодежь в зале, конечно, преобладала. Молодые киноманы, говорящие на французском, и желающие попрактиковаться в языке — вот основной контингент аудитории, сидящей в зале. Говоря между делом, субтитры  абсолютно не мешают просмотру. А слушать, например, признания в любви на французском языке настоящее удовольствие. Режиссер и сценарист фильма Стефан Бризе немного опоздал к началу, но чуть позже все-таки почтил зрителей своим присутствием.

"Я здесь не для того, чтобы меня любили"

Мало сказать, что фильм  меня удивил. Пожалуй, читателю необходимо узнать  несколько фактов об этой картине, чтобы разделить мое удивление. Во-первых, я как и многие зрители, сидящие в  зале, до того субботнего дня, не была знакома  с творчеством Стефана Бризе. Во-вторых, актриса Анн Консини, так трогательно изобразившая  предсвадебное смятение и любовь к  неудачливому судебному исполнителю, дебютировала во французском кинематографе именно с этой ролью. Можно сказать, Стефан Бризе нашел настоящую жемчужину. И в-третьих, Патрик Шенэ, сыгравший главного героя Жан Клода, был лишь девятым в списке претендентов на эту роль! Сложив все воедино, можно спрогнозировать далеко не блестящий результат. Но, видимо, судьба  свела всех этих людей вместе в  далеком  2005 году, чтобы на свет появилась остроумная и добрая картина под ироничным названием «Я здесь не для того, чтобы  меня любили».                                                                                                                                      

Главный герой Жан Клод, перешагнувший за пятьдесят лет, работает судебным исполнителем. Специфика его профессии в необходимости оставаться равнодушным всегда и везде. Конечно, из года в  год играть роль палача: сообщать людям новость о том, что у них больше нет дома или имущества — не самое жизнеутверждающее занятие. Поэтому герой, если можно так выразиться, не разделяет привычное отношение к работе и отношения к людям в личной жизни.

Жан Клод пошел по стопам своего отца, который в свое время также работал судебным исполнителем. Он давно в разводе, ненавидит свою работу, его угнетает общение со стариком-отцом, живущим в  доме престарелых, и, кажется, жизнь для него давно потеряла вкус. Но каждый раз, когда в окне напротив своего кабинета Жан Клод видит танцующие в ритме танго пары, его серая реальность растворяется, и он как зачарованный наблюдает за красотой танца, в  нерешительности приблизиться к ней ближе, чем острожный взгляд из окна.

Затем герой сталкивается с земной проблемой: у Жан Клода в силу возраста появляется одышка, и врач рекомендует ему как можно больше двигаться. Решение Жан Клод находит моментально: он записывается на курсы танго. Именно с этого момента в привычный образ жизни героя врывается свобода и красота, присущая танцу страсти.

У киноманов данный сюжет вызовет ассоциацию с голливудской мелодраматичной комедией «Давайте потанцуем» (Ричард Гир, Дженнифер Лопез, 2004). Общего действительно много, к тому же фильм Стефана Бризе вышел на год позже нашумевшего голливудского ромкома. Не берусь ничего утверждать, но в защиту французской ленты скажу, что основная идея в ней трактуется немного иначе. Стефан Бризе поднимает не только тему прелести жизни, но и тему отцов и детей, тему возвращения к счастью, возвращению к самому себе. Танцы в фильме Стефана Бризе - это лишь одна линия сюжета, акцентировать внимание на которой режиссер и не собирался.

На курсах танго Жан Клод встречают свою старую знакомую - молодую очаровательную женщину Франсуазу. Между ними завязывается дружба, переходящая в нежные чувства. Сюжет фильма достигает своего апогея, когда Жан Клод узнает, что Франсуаза обручена и выходит замуж. Героиня в свою очередь абсолютно потеряна и не может выбрать между тем, чего хочет она, и тем, чего хотят от нее другие. Параллельно Жан Клод решает прояснить сложные отношения с отцом, и высказывает ему все, что давно роилось в его голове. Жан Клод обвиняет отца в неблагодарности, в вечном недовольстве всем, что делает главный герой. Но, несмотря на все печали в конце зрителям все же удается улыбнуться.


 

Аплодисменты заглушают финальную музыку. Перед зрителями появляется сам режиссер, он благодарит всех, за то, что мы проснулись так рано в субботу, чтобы познакомится с его видением жизни и любви. Люди поднимают руки, чтобы задать интересующие их вопросы (большинство зрителей говорят со Стефаном на французском, в зале находится переводчик):

- Как появилась идея снять фильм о сломленном человеке и возродить его через танец и любовь?

- Я люблю раскрывать историю разочарованности в жизни. В остальных моих фильмах можно увидеть тот же самый смысл. Мне кажется это интересным. Идея пришла внезапно, сложно точно сказать и объяснить, как. Просто мне это близко.

-Как вы подбирали актеров на главные роли?

-Патрик Шенэ был лишь девятым в списке претендентов на эту роль, но так как те актеры, которых я видел изначально в этом образе, отказывались со мной работать, то очередь дошла до Патрика, он, конечно, достаточно известен во Франции, но не суперзвезда, поэтому был не самым первым претендентом. Главную женскую роль исполнила Анн Консини. Это была ее первая роль в большом кино. Я внимательно присматривался к актерам, чтобы увидеть, подходят ли они друг другу. А чтобы окончательно это понять, просто поставил их в пару на один танец и снимал – они выглядели точно такими же, какими сегодня вы их видели на экране. Это было идеальное совпадение.

-Вы автор сценария. Интересно узнать, каково ваше личное отношение к героям?

-Я могу сказать, что Жан Клод близок мне чем-то, конечно я сам не нахожусь в депрессии, как он. Но могу легко его понять. И писать его сюжетную линию было достаточно интересно: противоречивые взаимоотношения с отцом, трогательная неуверенность в обращении с женщиной. Вообще, картина и герои мне очень дороги, я посвятил этот фильм моим дочерям – радости всей моей жизни. В конце фильма была надпись, может вы заметили. Когда фильм снимался, а было это семь лет назад, дочки были совсем малышками, а сейчас уже вот такие (режиссер показывает рукой примерный рост своих дочерей). Люди в зале захлопали. Талантливый режиссер и настоящий семьянин- редкое и славное зрелище.

 К концу встречи микрофон в руки взяла пожилая женщина и радостно, уже на русском, языке, произнесла:

- Я большой любитель французского кино, и ваше творчество, в отличие от остальных французских лент, невероятно целомудренно. Хочется сказать вам за это огромное спасибо, приятно смотреть такое кино».

-Спасибо, моя мама говорит мне то же самое. – Стефан Бризе ответил с улыбкой.

Режиссер выглядел взволнованным и сам сказал об этом в начале встречи. До этого ему не представлялось возможности познакомить свои картины с российским любителем кино, но как сказал сам Стефан, темы, волнующие русскую и французскую души, очень похожи, поэтому он был уверен, что его творчество найдет искренний отклик у всех сидящих в зале ценителей искусства.

"Я здесь не для того, чтобы меня любили" - кино, которое нужно смотреть.

        

:

.
|
, :