Театр

Восьмой сезон мюзикла "Иствикские ведьмы"

 

Мюзикл - это не просто спектакль, где иногда поют. Все сходятся во мнениях, что это развлечение, праздник, грандиозное завораживающее зрелище. И, разумеется, все это требует особой организации. Высокая цена билета объясняется высокими затратами - костюмы, декорации, сценография, оркестр. Согласитесь, вполне очевидные вещи. Но так бывает не всегда.

Мюзикл "Иствикские ведьмы" один из долгожителей среди представлений данного жанра в нашей стране. Он был поставлен 8 лет назад и имел большой успех. Создатели очень гордятся тем, что их творение до сих пор не сходит со сцены. А в конце прошлого года был сыгран юбилейный сотый спектакль.

Изначально площадкой для мюзикла служил Театр Киноактера, а роли исполняли Дмитрий Певцов, Алексей Кортнев, Нонна Гришаева, Анастасия Сапожникова, Анна Большова и другие. Актерский состав за эти 8 лет успел поменяться, а представление теперь проходит на сцене "Дворца на Яузе", где мы и побывали 26 февраля.

Вспомним сюжет. Мюзикл "Иствикские ведьмы" поставлен по одноименному голливудскому фильму 1987 года. А сам фильм - экранизация книги американского писателя Джона Апдайка. Впрочем, экранизация достаточно вольная. Я даже не знаю, можно ли применить здесь выражения "фильм снят по мотивам", потому как уж слишком значительна разница между романом и фильмом.

Три подруги, живущие в заштатном городишке под названием Иствик, страдают от отсутствия достойных мужчин в их личной жизни, ну и во всем городе в целом. И тут случается чудо: в Иствик приезжает таинственный незнакомец - красивый, умный, богатый иностранец, в общем, завидный жених - Дэрил Ван Хорн. Тут-то все и начинается.

У Апдайка это вполне человеческая история, а вот в киношной версии Ван Хорн - это дьявол во плоти, который помимо удовлетворения первостепенных нужд трех подруг еще и обучает их  колдовству. Таким образом, аллегоричные ведьмы стали ведьмами настоящими. Если вы видели голливудских "Иствикских ведьм" и хоть как-то знакомы с творчеством Апдайка, то, наверное, уже догадались, что он ни в каком пьяном угаре не смог бы написать ничего про настоящих ведьм, настоящую магию и черта, которых вы можете обнаружить в фильме.  В этом плане мюзикл близок к фильму. И в нем должны были быть всевозможные магия, волшебство, трюки и спецэффекты. И, наверное, когда-то и были. В те времена, когда мюзикл только-только поставили, в 2003 году.

Прочтите анонсы и рецензии, зайдите на сайт мюзикла. Всюду пишут о небывалом и невиданном шоу, со спецэффектами, умопомрачительными трюками, полетами над сценой и зрителями, дождем, фонтанами, фейерверками. Пишут, что именно ради реализации этого действа площадка Театра Киноактера подверглась реконструкции. В списках создателей есть даже специалист по 3D-эффектам.

Кстати, посмотрите на список создателей. Всемирно известный продюсер Кэмерон Макинтош, который, можно сказать, сделал мюзикл таким, каким мы его привыкли видеть - коммерческое со всех сторон шоу, подкупающее своей зрелищностью и грандиозностью. Режиссер-постановщик, он же хореограф - Януш Юзефович, знакомый россиянам по мюзиклу "Метро", получившему целых две "Золотых маски": за лучший мюзикл и лучшую режиссуру. Музыкальный руководитель Януш Стоклоса, с которым Юзефович уже работал над мюзиклом "Питер Пен". Он, прослушав огромное количество музыкантов, отобрал из них 25 самых талантливых.

 

А в итоге… Во "Дворце на Яузе" зрители услышали пение актеров под записанный аккомпанемент, гремевший из колонок с ужасным перегрузом. Вместо описанных прессой в 2003 году декораций-раскладушек - домов, фонтанов и улиц Иствика, которыми восхищались московские зрители – а их, казалось бы, сложно удивить – белый задник сцены, на который проецируются эти дома и улицы. Да ладно уж, проекции – не самое плохое решение, если нет возможности полностью использовать оригинальные декорации. Но ведь контраст на проекторе настроить можно, чтобы зрители не методом домысливания понимали, что там имеется в виду под этой блеклой и едва различимой картинкой. А когда обещанные полеты над сценой и зрителями оборачиваются болтаниями на двух очевидно различимых даже из задних рядов, канатах, становится совсем грустно.

А между тем, даже в таком пострадавшем от технического исполнения виде заметна, так сказать, былая роскошь. Вполне верится, что когда-то это было удивительным зрелищем. Угадываются всякие интересные задумки творческой группы. Но и они меркнут, причем не только от технического исполнения, но и от актерского.

Мюзикл – особый жанр, и актеры для него нужны особые: совмещающие актерские способности с вокальными и танцевальными. А тут на сцене оказываются как будто совершенно случайные люди. Нет, я не говорю обо всех. В актерском составе присутствуют люди, в профессионализме которых сомневаться не приходится: Анастасия Макеева, Ольга Ворожцова, Валерий Яременко. Но отдельные исполнители не только ужасно играют, но еще и плохо поют, а в танце смотрят на ведущих актеров. Хотя тут, скорее всего, дело в недостаточном количестве репетиций, поэтому имен называть не будем, на первый раз. Однако, когда человек ходит на сцену и не знает, что делать, это сразу видно, даже если у него и не главная роль. Такие полуорганизованные представления могут вызывать восторг разве что в актовых залах Дворцов Культуры провинциальных городов вроде Иствика.

В общем, мюзикл "Иствикские ведьмы" на сцене "Дворца на Яузе" в тот день был вовсе не тем, наделавшим шуму в 2003 году потрясающим шоу, как тогда писали, с "суперзвуком и суперсветом". Он имеет к оригиналу также мало отношения, как, собственно, книга Апдайка к голливудской киноверсии. Кстати, о кино. Блаженны режиссеры, снявшие и выпустившие фильм, замысел которого от просмотра к просмотру пленка заботливо сохраняет неизменным. Другое дело театр, ну или музыкальный театр.  Интересно, видел ли сам Януш Юзефович свое творение в таком виде?

    
Театральный-Центр 19, 2012 11:23:47
полная информация о мюзикле, состав исполнителей на спектакли, видео- и аудио-материалы в ОФИЦИАЛЬНОЙ группе мюзикла "ВКонтакте": http://vkontakte.ru/club21200661

:

.
|
, :