ACTIVE
Страсть и ярость фламенко
Фламенко - страсть, заключенная в образах. Фламенко - танец жизни, танец свободы, танец чувств. Фламенко - способ избавиться от рутины, поглощающей нас ежедневно, возможность выпустить свои эмоции наружу, шанс оставить все комплексы за дверью танцевального зала и почувствовать себя свободной и счастливой…
Руководитель школы фламенко Людмила Тюсенкова так описывает свои эмоции: "Фламенко для меня - это воплощение идеи танца и сольного самовыражения. В этом искусстве можно сделать все, что угодно, рассказать любую историю. Он очень богатый эмоциями и возможностями. Искусство фламенко нужно воспринимать в целом, не только отдельно танец или отдельно музыку. Для меня, да я думаю, что и для любого танцора фламенко, интересно и увлекательно живое взаимодействие в процессе танца с музыкантами; импровизация, которая выстраивается прямо в ходе действия. Это чудесные ощущения, хотя научиться этому сложно".
Зарождение фламенко
История фламенко уходит в далекие X-XIII века, хотя датой рождения чувственного танца принято считать XVIII век. Становление этого вида искусства началось в Андалусии, испанском автономном сообществе на юго-западе Европы. Ученые предполагают, что на самых первых порах в формировании зачатков фламенко участвовали такие народы, как греки и римляне, сирийцы и персы. Также в музыке отчетливо прослушиваются индийские и арабские традиции ритма и интонаций. Однако всему этому нет фактических подтверждений.
В первой половине XV века в Андалусию приходит цыганский народ. Он сталкивается с творчеством Испанцев, в частности с танцами и музыкой, пропускает ее через себя. Ассимиляция культур рождает совершенно новый вид чувственного танца, который развивается на протяжении трех веков как закрытое, частное развлечение. Связано это с тем, что цыгане были замкнутым народом в связи с начавшимися на них гонениями, и не контактировали не с кем, кроме самих себя. Потребовалось три столетия, чтобы фламенко вышел на новый, общественный уровень.
Первые профессиональные исполнители появились в начале XIX века, который стал очень тяжелым для истории Испании. Народ использовал фламенко как способ на время оправиться от внутренних переживаний, забыть о горе и нищете, почувствовать себя живым и свободным, счастливым. В этом веке в Испанию съезжается очень много туристов, услышавших о небывалом развитии культуры, желающих увидеть яркие зрелищные танцы под чувственные песни своими глазами. Для туристов даже открываются специальные салоны, в которых обучают искусству фламенко. Однако вскоре возникают кафешантаны, которые составляют серьезную конкуренцию таким салонам. Открытие первого испанского кафешантана относят к 1847 году, после чего их появляется огромное количество - такой популярностью пользуются эти места, как у туристов, так и у коренных жителей Испании.
Однако к концу XIX века народ теряет интерес к фламенко в связи с развитием кинематографа, и исполнителям приходится искать новые способы выражения данного течения. Так появляется опера фламенко, так называемое театрализованное фламенко. Яркие костюмы, песни с глубоким смыслом. Чаще на сцене танцует не одна единственная девушка, а целые коллективы. Так называемое "Чистое фламенко" найти удается все реже и реже.
В 1922 году для возобновления старых традиций проводится конкурс по Канте Хондо, он вызывает огромный интерес, как у исполнителей, так и простого народа - страстный танец девушки под мужской вокал и гитарные струны, возвращение к первоистокам волнуют народ как никогда раньше. Популярность "Чистого фламенко" вновь набирает обороты.
Фламенко снова входит в моду
С тех лет изменилось немногое, хотя, безусловно, танец - живой организм, и он старается адаптироваться под современное общество. Но та энергетика, которая была присуща фламенко сотни лет назад, осталась неизменна по сегодняшний день. Последние десятилетия это искусство стало невероятно популярным, оно помогает бежать от серости, которая затягивает нас каждый день в свою пучину.
Только представьте - Вы проводите день в офисе, поглощены в работу, бумаги, деловые звонки и встречи. Но наступает вечер, вы перешагиваете порог в огромный танцевальный зал с десятками зеркал во все стены. Яркое красное платье, цветок в волосах. Каждой из нас необходимо чувствовать себя женщиной, желанной и страстной. И все это возможно получить, выливая свою сексуальную энергию в движения тела. Взгляните на страстные танцы испанок, неужели Вам не хотелось бы двигаться так же грациозно и женственно? Тем более фламенко - приятный способ поддерживать в форме свое тело, получая при этом эстетическое наслаждение.
"По сложности физических нагрузок фламенко можно сравнить с классическим балетом, - говорит Людмила Тюсенкова, - не рекомендуется много заниматься совсем маленьким детям, людям с больными суставами, травмами и беременным женщинам". Но что приятно: считается, что фламенко все возрасты покорны.
В студии танца. Учимся танцевать фламенко
Как мы уже говорили, фламенко - живой организм, и с каждым годом он развивается. Подробнее нам рассказала об этом Людмила Тюсенкова:
"Что называть разновидностями фламенко? Стили - так их сотни, и мода на них переменчива каждый день. Классика или модерн - это тоже непостоянно. В этом году все ищут корни, в следующем - делают фьюжн с джазом и балетом. Искусство живое, оно развивается, изменяется, дышит. Столько людей вносят свой вклад в это искусство, поэтому нельзя однозначно ответить что, у кого и где больше популярно.
Парных танцев в их классическом понимании (в объятии) во фламенко вообще нет, это сольный танец. Может быть поставлен номер для пары или группы, но это только сценический прием. Изначально танцор фламенко танцует сам по себе. Жаль, но в России очень мало мужчин занимаются танцем фламенко, поэтому у нас есть некий дефицит танцоров и переизбыток танцовщиц. Наши мальчики больше любят социальные танцы, чтобы за два занятия научиться, схватить подругу в охапку и на дискотеке отплясывать с ней. А тренироваться годами хотят единицы. В Испании же все поровну: и мальчики, и девочки занимаются и выступают с одинаковым успехом".
О своем карьерном пути, отношении к культуре фламенко и возможностях этого танца нам рассказала еще одна известная танцовщица и преподавательница фламенко, Елена Журавлева, дом фламенко "Фламенкерия":
«В 10 лет пришла в студию испанского танца и фламенко С.Головко при обычной средней школе, в которой и училась. Фламенко смогло "зацепить" по-особенному. Сначала, конечно, это была база: мы занимались по 3 часа в неделю, изучали позиции, работали с предметами - кастаньетами, веерами и шалью, отдельно занимались техникой ног. А в 15 лет, когда из четырнадцати записавшихся нас осталось только двое, а потом и вообще я одна, я впервые попала на мастер-класс испанского байлаора Мануэля Бетансоса, который подтолкнул меня к серьезному изучению не только танца, но и культуры фламенко в целом. Я серьезно занялась испанским языком в МИИЯ, стала изучать историю и культуру фламенко с лингвистической точки зрения. После этого мастер-класса я начала совмещать обучение в нескольких группах - так я попала к М.Райд, от которой до сих пор многому учусь и во многом благодарна, ведь фламенко - это не просто движения и танец, но и очень сложная культура со своей особой философией. Я активно посещала все курсы испанских танцоров и танцовщиц, ездила в Испанию и обучалась там в Академии "Амор де Дьос", пристанище многих любителей и профессионалов мира фламенко, расположенного, как ни странно, в Мадриде в здании рынка!.. Я объездила всю Испанию, общалась с испанцами, поехала обучаться в Университет Карлоса III на особо интенсивный курс испанского языка, литературы и культуры Испании. Много карьерных ступеней я преодолела прежде, чем в 2009 году я пришла в тогда недавно открывшуюся академию, а ныне Дом Фламенко, "Фламенкерию", где работаю по сегодняшний день.
Для меня фламенко - это, в первую очередь, культура. И чтобы правильно танцевать, надо не просто выучить движения и хореографию, но и понимать ее. У танца фламенко - своя структура, основанная на канте. Чтобы самим "написать" танец, надо хорошо знать традиции и уважать их. И, конечно, этому нельзя научиться ни за месяц, ни за два, ни даже за год. Все это практика. А нам, Россиянам, раза в три сложнее, ведь мы не растем в атмосфере фламенко. Я, насколько в моих силах, стараюсь это исправить, часто езжу в Испанию за вдохновением, новыми знаниями и ощущениями. Я даже в повседневной жизни, наверное, больше говорю и думаю на испанском, настолько мне близка оказалась эта культура.
Танец фламенко - это отражение жизни, ее преобразование через движение, безумная энергетика, самоконтроль... Танец фламенко для меня совершенен с точки зрения эмоций: в зависимости от пало, коих огромное множество: таранто, солеа, сигирия, булериас, тангос, фанданго, фаррука - внутри, где-то под диафрагмой, зарождается свое чувство - боль, радость, ностальгия, чувственность, элегантность... Это неописуемое ощущение себя в пространстве контроля эмоций и физической силы. Фламенко дает уверенность, силу для борьбы, а иногда просто отключения от каждодневных проблем. Для меня - это способ успокоиться, пережить сложный или просто эмоционально-нагруженный период в жизни. Без фламенко, пожалуй, я уже буду совсем не та. Ведь именно фламенко, можно сказать, меня воспитало и сделало.
Несомненно, носители культуры - это испанцы, и по ним равняются все. Но это равнение часто превращается в копирование, что можно увидеть не только в России, но и в других странах. Фламенко же требует индивидуальности - работаешь ли ты в труппе или сольно, это не важно. Важна оригинальность восприятия культуры, а не ее имитация. Технику можно наработать, обучаясь у лучших преподавателей... Но вот научиться мыслить или хотя бы приблизиться к пониманию менталитета не просто испанца, а именно мира фламенко, не так легко. Все мы разные, а язык фламенко - универсален. Нужно только правильно научиться "буквам"...
Чтобы достичь профессионального уровня, необходимо в первую очередь для себя определить цели... Сцена? Сцена театра? Таблао в Испании? Кафе или рестораны? Частные вечеринки или высокое искусство? Работа солиста? В труппе? Под запись или живую музыку?... На самом деле, это все выше перечисленное. Профессионал должен хорошо ориентировать в культуре фламенко в целом, мало просто иметь репертуар танцев, мало уметь танцевать их под фонограмму. Фламенко подразумевает жизнь: определенный язык между музыкантами, певцами и танцорами. Этому нельзя научиться, не практикуясь, не ошибаясь. Мало работать сольно, необходимо уметь работать в труппе: в дуэте, в трио...
Итак, подводя итоги: во фламенко огромное количество стилей, на изучение которых может уйти вся жизнь... За год, даже за 5 лет и с хорошими физическими данными, тем более в России, вне каждодневной атмосферы фламенко, достичь или даже приблизиться к профессиональному уровню достаточно сложно. Но не невозможно. Тому у нас есть примеры коллективов, танцовщиц и гитаристов в Москве, Петербурге и других городах, если говорить о России. В любом случае, главное - любить то, чем ты занимаешься, стремиться к совершенству и росту над собой. А тогда и результаты не заставят себя ждать.
Словарь
Кантаор - певец фламенко
Канте - пение фламенко
Токаор - гитарист фламенко
Байлаор - танцор фламенко
Кантехондо - "Чистое фламенко"
Пало - стиль во фламенко
Кафешантан - увеселительное заведение, кафе или бар, с открытой сценой для выступлений
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.Вход | Регистрация
Так же Вы можете авторизоваться, используя аккаунты социальных сетей:
АФИША
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
- PRONOVIAS представил коллекцию 2013 на Mercedes-Benz Fashion Week Russia
- Две женщины одного мужчины
- «Продюсеры» прощаются с Москвой
- Как отдыхают владельцы Porsche
- В России открывается первая выставка знаменитого мексиканского фотографа Флор Гардуньо
- Открылся прием заявок на участие в стипендиальной программе Chevening
- Фонд кино и Министерство культуры Италии учредили Российско-итальянскую киноакадемию
- Программа стажировок для молодых российских кураторов 2013-2014
- Чем пахнет счастье?
- Расстаться красиво
КОММЕНТАРИИ