Музыка

В джазе не только девушки

Очередной джазовый четверг Brilliant Jazz Club в Еврейском культурном центре

Фильм «Стиляги» прошел в кинотеатрах, растревожив души зрителей сказкой о далеком, давно ушедшем (впрочем, для кого-то незнакомом, а для кого-то и не так уж давно ушедшем) прошлом. Люди вышли из кинозала и вернулись в привычный капиталистический мир, где больше не выгоняют из института за слишком фривольную прическу, где никто не смотрит с укором на недотягивающуюся до колен юбку и выглядывающие чулки. Где, наконец, не надо прятаться в подполье, чтобы сыграть или послушать джаз. Нет борьбы и нет порыва. Грустно, пожалуй.

Что ж, кажется, времена сумасшедших, веселых вечеринок стиляг навсегда ушли в прошлое. Увлечение джазовой музыкой больше не обязательный атрибут продвинутого интеллигента, отчаянного романтика. Это доступно, как и все остальное. Ох уж это страшное слово «коммерция». Вожжи попали к ней в руки, она жестко правит бал. Вот она и скинула джаз с российской атомной подводной лодки современности. Да, забавно вышло: это же все-таки подлодка, как же с нее можно скинуть… Вот именно, что не скинула! Оставила валяться в маленькой каюте, куда заходят все больше старомодные люди, и вспоминают, как они раньше под это-то отплясывали. Да как было рисково и лихо.      

А теперь у каждого есть возможность прийти на такой концерт, вполне легально и никто вам не отрежет клок волос. Если порыскать в сети, такого рода концертов довольно много наберется, при условии, что у вас есть деньги. А если нет, то любите рок и ходите по флаерам на концерты к бывшим одноклассникам. [Ха-ха-ха. Я пошутила и посмеялась.]  

Вот на этой нелепой шутке я бы и закончила статью, если бы не сходила на концерт. Но я сходила. И это, безусловно, хорошо.



© Анастасия Хветте

В Еврейском культурном центре собрались сливки. Я видела одних из самых выдающихся современных джазменов. В маленьком концертном зале на сцене выступали братья-саксофонисты Александр и Дмитрий Брили, ансамбль «Супер Cакс», состоящий из солистов джаз оркестра знаменитого Виктора Лившица: солист оркестра Игоря Бутмана Дмитрий Мосьпан, солист коллектива Андрея Макаревича «Оркестр креольского танго» Роман Соколов, солист оркестра Олега Лундстрема Антон Залетаев, концертмейстер группы саксофонов Сергей Головня. И, в продолжении воровства предложений из анонса мероприятия, процитирую сто раз перепроцитированное: «В этот вечер на сцене окажется шесть саксофонов!» Об этом сразу предупредил Денис Бриль. Там еще был контрабас, ударные, пианино, а на столиках с закуской стояло красное и белое вино для гостей вечера.

Кстати, джазовые четверги Brilliant Jazz Club проходят в ЕКЦ каждый месяц. Brilliant Jazz Club - это семейный джазовый клуб семьи Бриль и их друзей, представляющий собой частную вечеринку близких по духу людей, интересующихся джазом, с приглашением знакомых и членов их семей», - пишут о себе джазмены. Уж не знаю, насколько частной была вечеринка, которую посетили мы, ведь попасть на нее нам удалось не имея никаких родственных связей или дружеских отношений с членами клуба.

© Анастасия Хветте

Музыканты исполнили Дюка Эллингтона, и другие ставшие классикой джазовые композиции, состоялся неизменный джем-сейшн. И, без чего не обходится ни один джазовый концерт, особое внимание уделили импровизациям, которые звучат так легко и непринужденно. И которые на самом деле так нелегко даются исполнителям. Когда я на правах прессы присела на краешек сцены, мне стали отчетливо видны человеческие усилия; напряжение и сосредоточенность в сочетании с искрометностью. Такое бывает иногда в театре, бывает на концертах, и очень часто бывает в цирке – сидишь и волнуешься за выступающих. А вдруг что-то он сделает не так, а вдруг сорвется, а вдруг сфальшивит. И вместо того, чтобы наслаждаться, переживаешь. Здесь такого не было. Я точно знала, что никто не сфальшивит, не ошибется, не собьется. Все будет так, как надо. Такая уверенность возникает только когда сталкиваешься с поистине профессионалами своего дела. После нескольких композиций Лившиц обратился к залу с просьбой (или, как он сам это назвал – «замечанием»), чтобы зрители не стеснялись и аплодировали после каждой импровизации. Так как каждая из них уникальна и добыта потом и кровью (что можно было бы воспринять вполне буквально: во время исполнения музыканты действительно ощутимо взмокли, кровь, к счастью, замечена не была). Уже на следующем соло справедливость восторжествовала.

© Анастасия Хветте

Но было в этом концерте и то, что меня огорчило. Возможно, скромные размеры зала не располагали. Никто не танцевал. А мне хотелось, чтобы кто-нибудь танцевал. Наверно даже, мне хотелось, чтобы я сама танцевала. Или, чтобы я играла джаз вместе с музыкантами. Мне было сложно сидеть под джаз, несмотря на то, что в наше время джаз, также, как и танго, когда-то, перестал быть танцем и стал классической музыкой. Но я не могу его таким принять. Под его ритм мне не хочется сидеть. Не хочется сидеть и слушать. Или уйти, или танцевать. Да что говорить! Во время концерта посмотрите на ноги под столом. На несчастные ноги, подневольно принужденные сидеть, когда играет джаз.

    
Михаил 23, 2012 12:11:29
Действительно, "супер сакс"

:

.
|
, :