ПсШхологШя

Женская самооценка: Боязнь успеха

Ambro|www.freedigitalphotos.net

Вера, 46 лет, преподаватель философии в вузе. "Моя мать была младшим научным сотрудником в НИИ, отец – крупным партийным руководителем. Меня в основном воспитывала мама. Родители внушали мне, что главное для девушки – научиться готовить, шить, вести хозяйство. А я с юности увлекалась философией, социологией, хотя родители часто повторяли, что "философия – не женское дело". Один юноша, который мне нравился, сказал однажды: "Женщина-философ – это так несексуально". Поэтому я свои интересы скрывала. Даже от друзей. Много читала. Окончила университет, стала преподавать, но стеснялась своих знаний. Защитила кандидатскую диссертацию. Вспоминаю те годы с ужасом. Я все время боялась, что претендую не на свое место. Мне казалось, что все дают мне это понять. Я решила тогда, что докторскую писать не буду. Осталась доцентом. Так что карьеру в полном смысле слова не делала. Хотя работала много. Видимо, это вполне типично для женщин в нашей среде. Доктора наук, профессора – на 80% мужчины. Декан, проректор, ректор - тоже мужские должности. Хотя преподают, работают со студентами, в основном, женщины. Но мы сами не хотим делать карьеру – страшимся ответственности. По-моему, такое положение дел всех устраивает".

Таких женщин, как Вера, много. Про них нельзя сказать, что они не реализовались профессионально. Образованные, способные, они много работают. Но ответственных и высокооплачиваемых позиций не занимают. На предложения занять более высокую должность, обычно отвечают отказом. Складывается впечатление, что они боятся собственной успешности.

"Мне все говорили, что такой шанс выпадает раз в жизни", – говорит Татьяна, талантливый хирург. Ей предложили должность заведующего отделением хирургии в больнице, где она успешно проработала десять лет. Татьяна отказалась. "Я не то, чтобы не хотела, я боялась не справиться. Мне спокойнее было остаться на должности обычного хирурга. Меня никто не понял, все осудили. Да я и сама себя не вполне понимаю", - вздыхает она.

Считается, что низкая оценка женщиной своих профессиональных качеств формируется под влиянием социальных стереотипов мужского общества. Они указывают женщине на ее "естественные" сферы самореализации – дом, семью, детей. Эти же стереотипы отказывают "слабому полу" в равных с мужчинами способностях, социальных возможностях. Женщины с детства усваивают, что имеют меньшую ценность, чем мужчины, именно в социальной и профессиональной сфере. Им недоступны многие мужские занятия, например, точные науки или управление. Социализация ребенка, осуществляемая родителями, направлена на то, чтобы мальчики были активны, а девочки – пассивны. Мальчиков с детства настраивают на лидерство, даже в том случае, если ребенок в силу своего характера не способен им стать. В девочке поощряется скромность, спокойный, нетребовательный характер. Такое воспитание прививает мальчикам и девочкам разные ценностные ориентации: мальчикам на карьеру, дело, социальную самореализацию; девочкам – на любовь, семью, материнство. В то же время в современном обществе не очень ценятся женские качества: душевная теплота, склонность к заботе, эмоциональность. Зато социум всячески поощряет упорство в достижении цели, самостоятельность, склонность к риску, хладнокровие – качества, традиционно считающиеся мужскими.

Уверенность в себе во многом зависит от того, насколько ребенку позволяли быть самостоятельным. Психологи заметили, что родители и воспитатели помогают девочкам в несколько раз чаще, чем мальчикам. К дочерям быстрее подходят на плач, подают игрушки, одевают. Отцы охотнее сажают на плечи девочек, а не мальчиков. Девочек держат ближе к себе, берут за руку, не позволяют уходить далеко от дома, не одобряют активные игры.

Социологические опросы старшеклассников разных полов подтверждают, что стремление юношей и девушек к обучению в высшем учебном заведении или к служебной карьере по-разному поощряется родителями. Мужчина, как правило, с детства настроен работать, делать карьеру, кормить семью. Девочку в семье ориентируют на то, что ей важно выйти замуж. Таким образом, женщина с детства ощущает, что ее судьба зависит от кого-то другого.

Ирина, студентка, 18 лет: "В школе мне всегда нравились точные науки, хотела серьезно заниматься математикой. Но отец убедил меня поступать на филологический. Он считает, что для женщины литература и языки – гораздо более подходящее ремесло. Сейчас я думаю, что поступила правильно: языки всегда пригодятся".

Ольга, студентка, 21 год: "Родители считают, что самое главное для женщины – удачно выйти замуж. Я согласна с ними. Я хорошо учусь. Мне нравится специальность, уже имею опыт работы. Я буду работать после окончания вуза. Но все же самое главное для меня – найти человека, с которым можно создать семью, не страшно рожать детей".

Результат влияния общественных установок и соответствующего воспитания сказывается довольно рано. Уже в старших классах и в вузах девушки избегают публичного успеха. Несмотря на полученное образование и способности к той или иной профессии, многие женщины не хотят делать карьеру. Они не претендуют на повышение и отказываются от заманчивых предложений, потому что боятся "не соответствовать" возложенным на них обязательствам. Женщины, испытывающие боязнь успеха, избегают конкуренции в любом виде, страшатся высказывать свою точку зрения, если она не совпадает с мнением окружающих, уходят от конфликтов, даже если задеты их интересы. Они проявляют сильную скованность в общении с руководством: редко что-либо требуют, не жалуются на низкую зарплату. Вместо того чтобы что-то предпринять самим, они позволяют событиям идти своим чередом. Как следствие: с ними меньше считаются, у коллег и начальства создается впечатление, что таких женщин все устраивает.

Надо ли всем делать карьеру? Вовсе нет. Миллионы мужчин и женщин не рвутся к этому, при этом реализуя в полной мере свои способности и таланты. Но женщине, стремящейся к карьерному успеху, следует знать, какие трудности ждут ее на этом пути. Стоит учитывать, что женщине сделать карьеру труднее, чем мужчине. От нее никто особо не ждет профессионального успеха: ни муж, ни коллеги, ни подруги. Чтобы завоевать признание, ей необходимо постоянно доказывать свою способность занимать ответственные должности. Здесь многое зависит от самооценки женщины: если она хочет преуспеть в карьере, и в то же время боится публичности, ответственности, лидерства – налицо внутренний конфликт. Для его разрешения необходимо понять, что в воспитании так повлияло на формирование низкой самооценки.

Важно увидеть свои истинные желания, узнать, в чем заключаются способности и призвание. Зачастую это невозможно сделать без помощи психолога. Осознав свои сильные и слабые стороны, женщина может скорректировать или даже в корне изменить привычный стиль жизни.

 

Психолог Екатерина Соколова

    
Вика 14, 2014 02:19:31

Да такое отношение к женщинам возможно только в нашей стране. На западе такого нет. У женщин получается автоматически заниженная самооценка и очень трудно бывает поднять ее. Потому что требования очень высокие к нашим женщинам. Кстати можно прочитать об этом еще и тут http://psy.genhappy.com/materials/samootsenka-na-otlichno/#.U3KVwfl_vLg

:

.
|
, :