Арт

PERMM: ИСКУССТВО?

Современное искусство глазами пермяков

«Культурная столица – это место, где происходят культурные события. Столица – это открытая площадка, куда приезжают артисты, художники, музыканты из России и со всего мира. Столица – это место для творческой конкуренции». Так описывает Марат Гельман свои планы на работу в Перми. Что изменилось в городе с его появлением? И каковы причины недовольства горожан и Пермского Союза писателей?

Исторически сложилось, что Москва и Санкт-Петербург – главные площадки для творческих людей. Поэтому за признанием, славой и деньгами стремятся в эти мегаполисы. Но у искусства нет прописки, а родина есть всегда. Одной из таких родин является город Пермь.

Культурная жизнь в Перми зародилась давно и имеет свою историю. В этом городе множество прекрасных театров, музеев и галерей, которые известны по всему миру. Одним из главных достояний города является Пермский театр оперы и балета. В стенах этого театра проходят международный фестиваль «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург - Париж» и открытый конкурс артистов балета России «Арабеск». В Пермской художественной галерее хранятся всемирно известная деревянная скульптура и  самая богатая в России коллекция шедевров русской иконописи. Пермский театр «У моста» и «Балет Евгения Панфилова» в разные годы становились лауреатами премии «Золотая маска». В Перми родилось множество талантливых людей, среди которых писатели и архитекторы, спортсмены и народные артисты, художники и ученые. Все эти события и люди – знаменательные вехи в культурной истории Перми.

Город, имеющий такие уникальные духовные богатства, становится все менее привлекательным для самих пермяков, которые все чаще уезжают из него. Прирост населения Перми резко остановился и начал убывать в начале 90-х. Это был нелегкий период для России, особенно для провинции. С тех пор прошло достаточно времени, а люди также покидают свой край.

В последние годы культурная жизнь Перми неотъемлемо связана с именем Марата Гельмана. По его инициативе в городе был создан Музея современного искусства PERMM, которым руководит сам М. Гельман. С его приездом в городе появилось много новых архитектурных сооружений, фестивалей и выставок. Самой спорной широкообсуждаемой и больше всего вызывающей непонимания является пермская деревянная буква «П» - сооружение 12 м высотой, чем-то напоминающее табурет. Автор проекта Николай Полисский называет эту конструкцию «Пермские ворота». Многие пермяки считают новый арт-объект нерациональным расходованием бюджетных денег. Деревянная скульптура из «ценных пород дерева» обошлась пермскому бюджету в 9 млн. рублей. Сторонники сооружения часто сравнивают его с Эйфелевой башней, которая далеко не сразу приглянулась парижанам и стала предметом их гордости. Несколько раз  жители города пытались поджечь «ворота», но их попытки были своевременно персечены полицией.

Общей целью программы Музея современного искусства PERMM, которым руководит М. Гельман, является внедрение современного искусства в городскую среду. Весной во второй раз пройдет международный фестиваль рисунков на заборах «Длинные истории» в сотрудничестве с поэтическим фестивалем «СловоNova». Основной темой станет «Визуальная поэзия». В этом году литературные тексты в художественной форме украсят заборы, фасады пятиэтажек, стены пермских библиотек. Работа по преображению городского пространства будет завершена к фестивалю «Белые ночи». Скептики называют это творчество «как бы рисунками как бы художников на как бы мольбертах».

Новой скульптурой украшена площадь перед краевой библиотекой имени Горького. Монумент представляет собой надкушенное яблоко, высотой 3 метра. По замыслу автора, Жанны Кадыровой, «кожура яблока» сделана из кафеля, а «внутренности» из кирпича, который остался от разрушенных старых зданий Перми. Таким образом, памятник символизирует историю города. Но многие жители видят попытку плагиата логотипа  компании Apple. Скульптура является частью большой арт-программы, которую проводит Музей современного искусства.

По инициативе Марата Гельмана в Перми появилась пешеходная улица. На ней расположены площадки для художников и ремесленников, а также музыкантов. В новогодние праздники на «Пермском Арбате» располагалась канцелярия Деда Мороза, в которой дети могли отправить ему письмо. За прошлый год на пешеходной улице было проведено более 200 мероприятий, участниками которых стали более 30 тыс. пермяков и гостей города. Примечательно, что большинство пермяков довольно этим нововведением.

Однако есть и недовольные. Вокруг новых проектов много споров, против них настроены представители Пермского отделения Союза художников России и члены Пермского Союза писателей. Поэтический фестиваль «СловоNova», наполненный ненормативной лексикой, вызывает порицания со стороны признанных мастеров и старшего поколения. Причина такой позиции, как считает сам М. Гельман, что «они признают только традиционный театр, традиционную живопись, традиционную музыку». А современное искусство спорно и далеко от классики.

В свете последних событий на политической арене России стало модно показывать свое недовольство существующей властью. И другая причина осуждения проектов кроется в поддержке Гельмана местной властью, в частности губернатором Пермского края О. Чиркуновым.

Многие считают, что все проекты Музея современного искусства – это грамотное «отмывание денег в свой карман». И это мнение имеет право на существование, ведь коррупция – явление распространенное.

Можно долго рассуждать, чем руководствуется М. Гельман, продвигая свои проекты. Желание ли это заработать или реализовать себя в качестве художника? Привить культуру массам или угодить существующей власти? А может быть, самому податься в чиновники?

Обратимся к фактам. С одной стороны, это потраченные деньги. На реализацию проекта «Пермь – культурная столица» в 2012 году выделено почти 541 млн. рублей из 568 млн. рублей, отведенных министерству культуры.

С другой стороны, выросшее число выставок и фестивалей. Эти мероприятия не проходят бесследно, их посещают пермяки и в них участвуют артисты и художники из других регионов. Выставку «Русское бедное» за два месяца посетили 50 тыс. человек. На время фестиваля «Белые ночи» вернулись 80 пермских музыкантов, которые работают в Лондоне.

Современное искусство стало доступнее для обывателя. Когда он видит выставляемые экспонаты, то возникает мысль «я тоже так могу». И мысль его уже работает на созидание. Люди могут ругать или хвалить проводимые культурные мероприятия, но они стали их посещать, появилась такая привычка и это самое главное.

 

Что вам больше нравится?

Что вам больше нравится?


        

:

.
|
, :