Арт

Виджи в Голливуде

Недавно в "Музее современных искусств" Лос-Анджелеса перед зрителями предстала необычная выставка. Вообще-то, выставки работ известного нью-йоркского уличного фотографа Артура Феллига, более известного как Виджи, для музеев США не редкость. Однако, данная экспозиция имеет свои особенности.

© Weegee| International Center of Photography

Артур Феллиг прославился тем, что снимал криминальные фоторепортажи для уголовных хроник таблоидов Нью-Йорка в 30-х - 50-х годах. Говорят, что "Виджи" (Weegee) - это звукоподражание полицейской сирене. Артур Феллиг - единственный из фотографов, получивший официальный доступ к полицейской радиоволне. Она была установлена в его двухместном "Шевроле", в котором также имелся целый арсенал фототехники и даже темная комната. Чего не сделаешь ради оперативности! Истории о деятельности Виджи веют супергеройским духом: в своей машине он чуть ли не жил, отслеживая информацию по радиоволне и, как только слышал о каком-либо происшествии, немедленно мчался туда. Поговаривают, он оказывался там даже раньше полицейских и в итоге - оперативный фоторепортаж оказывался на страницах таблоидов.

Объектив Виджи запечатлел Америку времен Великой депрессии с ее питейными заведениями, гангстерами и преступлениями. Но дело даже не в документальной ценности этих кадров, в общем-то, в фотографах-криминалистах на тот момент недостатка не было. Даже сам Феллиг в автобиографической книге "Weegee by Weegee" писал: "В то же время это было совсем не простым делом - зарабатывать на жизнь, будучи "свободным" фотографом. Нужны были действительно содержательные истории, чтобы заставить редакторов покупать фотографии…"

Критики отмечают, что несмотря на то, что работа криминального фотографа требует определенной скорости, фотографии Виджи ценны не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения композиции. Они, без сомнения, являются произведениями искусства. В 1945 он выпустил целый сборник фотографий о ночной жизни Нью-Йорка под названием "Обнаженный город".

Вдохновившись, голливудские кинематографисты решают снять одноименный фильм, а Артура приглашают в качестве технического консультанта. Так в 1947 году Виджи из Нью-Йорка перебирается в Лос-Анджелес. Вот именно этому периоду в творчестве фотографа и посвящена выставка "Обнаженный Голливуд: Виджи в Лос-Анджелесе" в "Музее Современных Искусств".

В то время, как все фотографы Лос-Анджелеса охотились за кадрами Грейс Келли и Джоан Кроуфорд, Виджи повернул свой объектив  на вывески ломбардов и похоронных бюро. "Своими довольно темными образами он пытается обратить внимание на разрыв между голливудской фантазией и суровой действительностью", - говорит Ричард Майер, куратор выставки.

Звезд Феллиг тоже фотографировал, однако в весьма интересной манере. В его коллекции имеется целая серия искаженных портретов селебрити.  Он называл эти работы "карикатурами", и создавались они достаточно оригинальным методом. Что только не делал Виджи с негативной пленкой: нагревал  над огнем, опускал в кипяток или при печати помещал искривленное стекло между линзой и фотобумагой, что приводило к таким вот результатам.

© Weegee| International Center of Photography

А фильм Жюля Дассена "Обнаженный город" вошел в историю кино как классический фильм-нуар и в 1949 году был номинирован Британской киноакадемией как лучший фильм, а на престижнейшем американском кинофестивале "Оскар" получил две награды: "Лучшая операторская работа" и "Лучший монтаж". Снимался фильм в лучших традициях неореализма не в павильонах, а в реальных квартирах и на улицах города. А также съемочной группой использовались фургоны со стеклами, прозрачными с одной стороны. Таким образом был запечатлен реальный город с реальными жителями, которые и не подозревали о том, что их снимают. Неореализм, зародившийся в Италии, в те времена не был популярен в Голливуде. Поэтому, несмотря на незамысловатость сюжета - обычной детективной истории - "Обнаженный город" является практически первым фильмом, снятом в стилистике псевдодокументальности.

Впоследствии Виджи не раз привлекался и в другие голливудские проекты в качестве фотографа или консультанта, работал с известными режиссерами, в том числе и со Стэнли Кубриком (фильм "Доктор Стрэнджлав").

        

:

.
|
, :