Музыка

ЭЛЬ ГРАН АСТОР: Сердце бьется на две четверти


Астор Пьяццолла - великий композитор, который перевернул мировое представление о танго.


Жаркая Аргентинская зима

Я начинаю свою статью про Астора Пьяццоллу с небольшой просьбы. Если Вы еще не знаете его музыки, послушайте композицию "Winter in Buenos-Aires". Аргентина находится в том полушарии, где все наоборот, и зима наступает в июне, поэтому она светла и горяча. Это моя любимая Аргентинская зима, которую я никогда не видела. Я ее слышала. Прежде чем читать эту статью, послушайте тоже. И после этого Вы... нет, я не буду ничего обещать. Просто послушайте.

Фейерверк

Великий Астор, а этим именем нарекли его благодарные аргентинцы, навсегда будет связан для меня с Серебряным веком.
Он родился в 1921 году в аргентинском городе Мар-дель-Плата. Его творчество, скорее, относится ко второй половине двадцатого столетия. Но, несмотря на это, для меня Великий Астор навсегда будет связан с Серебряным веком.
Однажды я смотрела пьесу, посвященную нашим поэтам Серебряного века в одном неизвестном театре. Актеры, игравшие поэтов, выходили под «Tentacion» и, прочитав стихи, уходили под «Luna Caliente». Это так странно, по-своему совпало. Изящные изгибы голоса скрипки - изысканные обороты речи; нервный, пылкий ритм - неожиданные рифмы, рубленые строфы. Все очень разное. И прекрасное сумасшествие, и нежность. После этого для меня сложился мой личный образ Пьяццоллы — тонкий строгий черный силуэт на белом фоне, в рамке, а вокруг — фейерверк.

Nuevo tango

Итак, танго родилось в Аргентине в середине ХIХ века. Пьяццолла родился в Аргентине в первой четверти ХХ века. Танго любили миллионы, Астор любил джаз и учился играть на аккордеоне и пианино. Возможно, он чувствовал, что танго вплетено в его латино-американскую природу слишком крепко. Но танго было гораздо старше, и чтобы полюбить его по-новому, надо было по-новому почувствовать его и исполнить так, как еще никто не исполнял.
Так появится эклектичное nuevo tango. В нем соединится все. Для молодого танго Пьяццолла напишет и исполнит сложнейшие соло на родном для аргентинцев и экзотичном для остального мира бандонеоне. В nuevo tango отразится и юношеское увлечение композитора джазом, и классическая палитра созвучий, а в новых «Временах года» Вам даже подмигнет Антонио Вивальди. Теперь танго больше не будет просто танцем. Аккордеон и бандонеон больше не будет просто фоном. И, скрипки, скрипки покажут все, на что они способны: только что было колючее, острое стаккато, и вдруг, молниеносно, звук становится протяжным и певучим. А потом, так же неожиданно, смычки срываются, чтобы звонко и безжалостно ударить по струнам древком. И еще много, много всего. Невероятная, неслыханная экспрессия.
Танго Гран Астора — классическая музыка, отныне ее будут слушать, сидя в больших концертных залах, в филармонии, в консерватории...
Танго уже не только страсть. Это все краски мира - и трагические (послушайте "Gravitation"), и игривые, с юмором (например, "Milonga picaresque"), но, заметьте, не без доли романтики и лирики (это было бы невозможно!). И много, много смешанных красок, которые будоражат душу, и смеются, и плачут, и зовут куда-то восторженные скрипки, залихватски закручивая последние ноты на самую вершину грифа.
Даже не верится, что полвека назад его музыкальные реформы наткнулись на критику и бойкоты со стороны музыкальных фирм. Впрочем, так всегда бывает: идею приходится отстоять. А потом приходит признание.



Премии
В 1950 г. его произведение «Портовая рапсодия» было награждено специальной премией в США.
В 1952 г. Пьяццолла получил премию композиторов Франции.
В 1953 г. премии Фабиана Севицкого удостоена симфония Пьяццоллы «Буэнос-Айрес».
В 1963 г. Пьяццолла завоевал музыкальную премию Hirsch.

В Италии жюри премии критиков единогласно удостоило Пьяццоллу Первой Премии за Лучший диск инструментальной музыки, отметив в своём решении: «За смелость композиций и за поразительное творчество в создании аранжировок, придающих танго новое звучание».

В 1992 году Астор Пьяццолла умер в Аргентине, в Буэнос-Айресе, летом. Впрочем, возможно, это была зима.

Соединение начала и конца

Отдавая дань мировой цикличности, и особенно, цикличности моих любимых Аргентинских времен года, я заканчиваю свою статью, снова, небольшой просьбой. Послушайте «Зиму В Буэнос-Айресе». Послушайте Весну, Лето, Осень. Послушайте больше. Слушайте и чувствуйте, что говорит нам музыкой Эль Гран Астор. И помните, что зима — это лето в далекой жаркой стране, где все наоборот, а значит, начало и конец навсегда перепутаны.

        

:

.
|
, :