Музыка

Это Элла!

Весь мир знает, кто такая Элла, просто Элла, милая, улыбчивая, немного неуклюжая королева сердец миллионов. Фрэнк Синатра назвал ее «Лучшей певицей мира». За ее кандидатуру также проголосовали Луи Армстронг, Дюк Эллингтон и Бенни Гудмен.

История начинается…

Юная темнокожая девушка, стоящая на сцене в обносках перед сотнями зрителей  начинает петь песню “Jude” - любимую песню ее матери. Она растеряна. Она бедна. Ничто и никто не держит ее в этом мире, кроме страстного желания стать великой. И вот уже через секунду театр «Аполло» в Гарлеме заполняет бархатный голос с нежным вибрато, голос, который сделает эту девочку «королевой джаза».

Это была Элла Фитцджеральд. Та самая Элла, которая 13 раз была призером высшей музыкальной награды «Грэмми», исполнила такие джазовые баллады как  "Lady", "Be Good" , "How High The Moon", "Mr.Paganini", "Mack The Knife". Она дарила свою любовь всему миру через ламповые радиоприемники и навсегда изменила историю джаза.

Но успешная творческая карьера Эллы, как часто бывает, отбрасывает мрачную тень прошлого. «В ее голосе так много оттенков и глубины, потому что даже в строках о безликом прохожем она рассказывает историю своей жизни» - так писали об Элле критики. Они были правы.

Нелегкая история жизни великой певицы началась в 1919 году в штате Вирджиния, где она родилась. Ее родной отец умер, когда девочке было три года.  Ее матери, Тэмпренс  Уильямс, пришлось искать для дочери нового отца, с которым вскоре они и переехали в окрестности Нью-Йорка. Финансовое состояние семьи не улучшилось по приезду в Нью-Йорк. Мать по-прежнему работала прачкой, а новоявленный отчим, Джо Дэ Силва, выкапывал рвы, чем и зарабатывал на жизнь. Но, несмотря на тяжелую социальную среду, Элла росла жизнерадостным и амбициозным ребенком. Даже в начальной школе ей не терпелось стать звездой. Мать Эллы оплачивала ее уроки игры на фортепьяно. Девочка пела  в хоре средней школы. Но настоящей страстью Эллы были танцы. Ее школьные подруги вспоминали, что Элла была погружена в танцы настолько, что разучивала новые движения прямо в школьных коридорах, ни о каком пении не могло быть и речи.

После школы Элла с друзьями ходила в Гарлем, где собирался весь уличный танцевальный «сок» с их вызывающими новомодными движениями. Разучив  эти танцы, Элла даже преподавала их соседским ребятишкам за мизерную плату. И вот однажды, Элле улыбнулась удача. В 1932 на прослушивании для участия в популярном радио-шоу Артура Трейси "Music that satisfies" ей предложили  роль, но трагическая случайность помешала Элле осуществить мечту. У ее матери случился сердечный приступ, поправиться ей так и не удалось. Элла позже признавалась, что причиной отказа от участия в передаче была не только смерть ее матери, но и то, что роль у Эллы была эпизодической, тогда как когда ей казалось, что она была достойна большего.

Мать для Эллы была самым близким человеком, поэтому пережить потерю было нелегко. С отчимом она не ладила. Джо предпочитал заботиться только о своей родной дочери Френсис, а в отношении Эллы часто применял физическую силу, с чем она не могла мириться. Тогда растерянная девочка написала своей тете, Вирджинии Уильямс, которая жила в Гарлеме. Она незамедлительно и без лишних сомнений забрала Эллу к себе, позже, после смерти Джо, она забрала к себе и Френсис. Пожалуй, именно этот период времени был самый тяжелый для Эллы. Жизнь не стала проще, как надеялась Элла. Денег не было совсем. И поэтому Элле пришлось работать, чтобы хоть как-то прокормить себя и сестру. Она танцевала на улицах и предупреждала представительниц самой древней профессии о приближении блюстителей порядка. Из-за регулярного отсутствия в школе и отклоняющегося поведения социальная служба передала Эллу в интернат для особо сложных цветных детей-сирот. Это было страшное место, в котором все дети, особенно юные девушки, терпели много издевательств и насилия. Естественно, с тем темпераментом и чувством собственного достоинства, которое было у Эллы, она не могла там долго оставаться и уже через некоторое время сбежала к друзьям. Ее друзья, к слову, все талантливые, беспризорные танцоры жили в квартире, ренту за которую оплачивали совместно. Однажды молодые люди решили, что наиболее оптимальный способ заработать как можно большее количество денег - это выиграть местный конкурс талантов.

Все друзья Эллы, включая ее саму, пробовались в местные театры Гарлема. Как раз в этот период времени произошел известный многим факт биографии певицы. Она проходила кастинг на участие в «Ночи Любителей» театра «Аполло» в Нью-Йорке. Успешно пройдя прослушивание, Элла пришла на встречу со своей судьбой в среду 21 ноября 1934 года через закулисную дверь. Это был последний раз, когда Элла входила куда-либо с черного входа. И вот мы возвращаемся к тому моменту, когда растрепанная темнокожая девушка стоит на сцене театра… И вместо того, чтобы покорить всех своим танцем, о чем она так мечтала, вместо того, чтобы наконец, впервые за семнадцать лет, доказать всем, что она замечательно двигается, она показала всем, что превосходно поет. Это было начало великого пути, сойти с которого, как с несущегося стремглав поезда, было уже невозможно.

Красавица и чудовище

Хотя девушка и выиграла конкурс, но воспользоваться вознаграждением ей так и не удалось. Главной наградой была возможность дать несколько концертов в театре «Аполло». Но у Эллы не было денег на приличную одежду и ее не допустили к выступлению. Зато она смогла убедить известного музыканта Чика Уэба пригласить ее в свой оркестр. Их первые гастроли в Йельском Университете произвели фурор: все были в восторге от темпераментной бойкой вокалистки. Тогда Чик Уэб окончательно убедился в правильности своего выбора.

На следующий год Элла вновь выиграла тот же конкурс в театре «Аполло», и у организаторов не возникло претензий ни к  внешности, ни к одежде певицы. Чик Уэб сделал из нее настоящую леди, хотя это и стоило ему огромных усилий. Девушка не умела наносить макияж, укладывать волосы «по-модному». Всему этому ее пришлось обучать, прививать вкус  к нарядам. Музыканты из оркестра Уэба никогда не упускали случая подшутить над ее неумением быть женственной. Но Элла ни разу не приняла их слова близко к сердцу, она всегда улыбалась, и ввести ее в уныние было невозможно. Знали ли тогда ее коллеги, что в этой мальчишеской живости и искренней улыбке без доли кокетства и есть все великолепие будущей королевы джаза?

Первая пластинка джаз-бэнда «Любовь и поцелуи» вышла в 1937 году. Ее рабочий «отец», как называла его сама Элла, Чик Уэб скончался через несколько лет после начала совместной работы, тогда певица взяла руководство группой на себя, дабы сохранить наследие лучшего друга. В 1946 году началось сотрудничество с Норманном Гранцем — знаменитым американским продюсером. Именно он настоял на том, чтобы  артистка начала перепевать и записывать старые хиты, которые и принесли ей наибольшую популярность. Когда звезда Эллы Фитцджеральд взошла на джазовом небосклоне, в жанре правил свинг с его пульсирующей мелодичностью. Когда его сменил менее знакомый массам бибоп, именно Элла стала первооткрывательницей  и новатором эпохи модерн -джаза, скэта.

Искушенная леди

Ее творчество, как и у многих выдающихся женщин, было неразрывно связано с личной жизнью. Всем известно о ее браке с талантливым басистом Рэйем Брауном. Элла была старше его на восемь лет, но это не помешало возникновению глубокого чувства. К сожалению, их союз продлился недолго. Через пять лет от их совместной жизни остался только общий сын, усыновленный парой,  Рэй младший. Они с бывшим мужем оставались друзьями на протяжении многих лет. Он достаточно долго и удачно аккомпанировал Элле вместе со своей группой "Ray Brown Ritm Group".

Разрыв отношений заставил Эллу вновь с головой уйти в музыку. Она всегда возвращалась к музыке, к своей первой любви. Не многие знают, что Браун был уже вторым мужем Эллы. В 1941 году Элла вышла замуж за Бенджамина Карнеги, он был заядлым любителем творчества певицы.         Они познакомились на одном из концертов, после чего Бенджи не пропускал ни одного ее выступления. Они сбежали в Сэнт Луис, штат Миссури, и тайно поженились на следующий день после Рождества. Но вскоре их пару разбил продюсер джаз-бэнда Эллы Мо Гейл. Нанятые им частные детективы обнаружили в биографии Бенджамина судимость за продажу наркотиков, о которой, конечно же, Бенджи не успел упомянуть. Это дало основания расторгнуть брак. Элле пришлось пойти на это, так как она не могла допустить крушения ее репутации. Певице было важно, чтобы «люди любили ее так же, как она любит исполнять для них джаз».

В отношениях с мужчинами Элла была неприхотлива, как и в жизни. Она никогда не о чем не жалела. «Главное, не сходите с пути и не сдавайтесь, там, где вы чувствуете любовь и вдохновение, я думаю, нельзя ошибиться»  Это слова самой Эллы Фитцджеральд. Она влюблялась еще несколько раз, но никогда больше не уходила от музыки. «Единственное, что может быть лучше пения – это еще больше пения», - отвечала певица на вопрос о любимом хобби.

Слава Эллы не была типичной славой трудолюбивых карьеристов, и творческая дорога отличалась от тех, по которым люди идут, падая на колени и разбивая ноги в кровь – она шла по этому пути легко, улыбаясь. Исполнение джаза не было ее профессией, оно было ее жизнью. Если вы слышали песню, которая сделала Эллу знаменитой на весь мир "A ticket a tasket", то вы слышали мелодию, которую Элла написала, вдохновленная своим первым романом с музыкантом Джо Джонсом.

Поглощенная любовью и открытая всему новому и удивительному, она отдавала людям все лучшее от себя. Элла стала первой темнокожей певицей, выступившей  в клубе «Копакабана», почитаемом в самых высоких кругах. Пела дуэтом с Билли Холлидеем, Дьюком Эллингтоном, Луи Армстронгом. Она была любимой певицей Мэрилин Монро. В 1950-е годы Элла Фитцджеральд была самой желанной гостьей на званых вечерах в Белом Доме.

Голос диапазоном в три октавы звучал из каждого дома на протяжении полувека. Даже в последние двадцать лет жизни Элла, страдающая диабетом, ослепшая на один глаз, не переставала выступать. Она продолжила петь и сидя в инвалидном кресле. И лишь в 1993 году, пережив сердечный кризис и серьёзную операцию по ампутации обеих ног, после которой певица полностью ослепла, выступления само собой прекратились.

Она умерла в возрасте 79 лет. Ее жизнь началась в негритянских трущобах в Вирджинии, а закончилась в шикарном особняке в Беверли Хиллс. Она совершенствовала свой талант усердной работой, а вдохновение черпала в окружающих ее людях, в любви к ним. А самое главное, она ни разу не показала внимающим ей преданным поклонникам своих переживаний, на ее крупном красивом лице всегда сияла улыбка. И лишь в голосе слышалась грусть задумчивого тягучего свинга дождливых американских улиц с неоновыми вывесками. Это джаз. Великая женщина с мальчишеским обаянием. Это Элла.

        

:

.
|
, :