ПСИХОЛОГИЯ

Женская самооценка: Миф о красоте

© http://claranatoli.blogspot.com/

Психологи утверждают, что женская самооценка гораздо ниже мужской. Женщинам не нравятся ни их внешность, ни черты характера. Они считают себя недостаточно умными, мало приспособленными к жизни. Это приводит к тому, что женщины часто выходят замуж за "того, кто позовет", не делают карьеру, не развивают свои способности. Существует несколько социальных, культурных и психологических причин, способствующих формированию низкой женской самооценки. Одна из них – представления общества о женской красоте.

Многие женщины находятся под влиянием стереотипа массового сознания, предписывающего им быть красивыми, стройными, модно одетыми и молодо выглядеть. Этот миф заставляет женщин делать дорогостоящие и опасные пластические операции, садиться на сомнительные диеты, вызывает невротические нарушения пищевого поведения – анорексию и булимию. Девочки с детства видят на обложках журналов идеальные фигуры и лица моделей, актрис, телеведущих. Средства массовой информации твердят о том, что женщина обязана прекрасно выглядеть, сколько бы сил, средств и времени на это не ушло. Сегодня принято считать, что красота – непременная составляющая общей успешности женщины. Например, в одной известной телепередаче постоянно проводится мысль: "Чтобы получить хорошую работу, женщина должна быть красивой".

Миф о красоте не способствует повышению самооценки женщин. Многие из них стыдятся своего тела, каких-то его частей. Собственная внешность становится для женщины темным, подчас скрытым от нее самой, источником чувства вины, ненависти к себе, навязчивых мыслей, страха перед старением. Боязнь располнеть и постареть преследует большинство современных женщин. Каждая третья россиянка заявляет, что недовольна своим весом. При этом фактически лишний вес имеют меньше половины желающих похудеть. Полнота, по мнению многих женщин, является причиной не только личных, но и профессиональных неудач.

Наталья, 34 года, финансовый аналитик: "Муж ушел от меня, потому что я "разжирела". Он прямо так мне и говорил. Я его понимаю. Разве такое чудовище может вызвать какие-то чувства, желание? Я ведь ни в одно платье не влезаю! Меня и на работе не уважают; начальник скептически относится, а все потому, что я так плохо выгляжу. Смотрю все эти журналы. Откуда они таких красивых и стройных берут? Сколько я боролась с собой: голодала, сидела на диетах, даже липосакцию делала – толку чуть. Сейчас просто перестала бороться. Работаю много, но без удовольствия. Личной жизни никакой, постоянно в депрессии. Почему я такая никчемная?"

Многие мужчины также находятся под властью этого мифа. Они стремятся обладать только красивыми женщинами. Общество внушает им, что это повышает статус мужчины, является живым эквивалентом успеха, власти, денег.

Алексей,40 лет, ведущий менеджер в крупной фирме: "У меня проблема с женой. Я не могу ходить с ней на корпоративы, на меня косо смотрят. Она, мягко говоря, полновата. Располнела после рождения ребенка, и делать с собой ничего не хочет. Я к ней хорошо отношусь, она умный, талантливый человек, Но я недоволен, что она никак не желает собой заниматься. Жена не понимает, что просто позорит меня. Один сослуживец даже признался, что представлял мою жену этакой красоткой. Конечно, это бестактно, но меня существующее положение дел не устраивает".

Миф о красоте в мужском мире имеет социальные и политические цели. Он расцвел во второй половине двадцатого века, когда женщины стали материально независимыми. Стереотипы о красоте превращают женщину в нетребовательное существо – она соглашается на более низкую оплату труда, реже претендует на руководящие должности, больше озабочена своей внешностью, чем работой.

Миф о красоте разобщает женщин, делая их соперницами. Женщины в возрасте завидуют молодым. Полные - худым. Это выгодно патриархальному обществу, где мужчины претендуют на ведущую роль во всех сферах жизни. Занятые только своей внешностью, женщины не будут объединяться, чтобы бороться за свои права; не станут помогать друг другу в профессиональной сфере.

Кроме того, роль индустрии красоты в обществе потребления огромна. Ей все время нужны новые клиентки. Для них предназначены дорогостоящие операции, косметические средства, процедуры. Миф о красоте помогает выжить косметической промышленности, пластической хирургии и рекламному бизнесу.

"Мы должны в наших роликах показывать изумительно красивые лица и тела, чтобы заставить женщин почувствовать себя уродинами. Только тогда они обратят внимание на нашу продукцию; реклама, показывающая нормальную внешность - неэффективна", – в доверительной беседе сообщает специалист по рекламе в области косметики и пластической хирургии.

Наконец, любое высказывание женщины против этого мифа всегда можно легко оспорить. Например, "Она говорит об этом, потому что она уродина, толстуха, старуха" или "Ей легко судить, она красивая".

Что же делать женщинам? Прекратить красить губы, удлинять ресницы, завивать волосы? Может быть, вообще поменьше смотреть в зеркало? Конечно, нет. Но женщина не сможет ухаживать за собой с радостью, без чувства вины, пока не осознает, что в обществе существуют стереотипные представления о красоте, ограничивающие женскую свободу. Они предлагают ложный выбор: быть красивой или умной? Избавление от стереотипов дает возможность отказаться от этой нелепой, тяжкой дилеммы. Ведь для мужчин сочетание ума и внешней привлекательности означает целостность личности. Если женщины поймут, что забота о своей внешности должна приносить только удовольствие, и не исключает развития интеллекта, профессиональных способностей, они освободятся от мучительного чувства неполноценности.

 Психолог  Екатерина Соколова

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

КОММЕНТАРИИ

        Нет комментариев

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Вход | Регистрация
Так же Вы можете авторизоваться, используя аккаунты социальных сетей: