СИНЕМА
За старческий маразм дают «Оскара»
«Железная леди», на которую не хочется смотреть
Фильмы про сильных мира сего женщин снимают не часто. И дело даже не в том, что у режиссеров нет такого желания. Просто так сложилось, что женщин у власти в истории человечества было не так уж много – издержки патриархального общества.
Вот, наконец, Голливуд добрался до одной из самых влиятельных в истории женщин-политиков – Маргарет Тэтчер. И играть «железную леди» поручили не абы кому, а самой Мерил Стрип! Ибо Мерил Стрип – это Маргарет Тэтчер современного кино. Одно только присутствие ее фамилии в титрах гарантирует внимание любой картине, не важно, кто ее снял, о чем она, и стоит ли ее вообще смотреть. Если в фильме снимается Мерил Стрип, значит его заметят, номинируют как минимум в категории «лучшая актриса». И скорее всего кто-то все-таки посмотрит картину, хотя бы кинокритики.
Мерил Стрип в кинематографе такое явление, что о ней лучше ничего не говорить, чем плохо. Наверное, в стане кинокритиков существует такое негласное правило, за нарушение которого ты сразу попадаешь в список аутсайдеров. Но я все-таки рискну и нарушу его.
Пошла старушка за молоком
В первые минуты фильма мы видим Мерил Стрип в магазинчике «за углом», куда она пришла купить молока. Скромные будни бывшего премьер-министра! Дальше все смешалось…
Сюжет фильма можно описать в двух предложениях. Маргарет Тэтчер сходит с ума и ее преследуют воспоминания, в прямом смысле слова преследуют. Более того, она постоянно болтает ни о чем со своим старым мужем, который, как оказалось вскоре, умер и просто ей мерещится. А может и нет, может он привидение? Но скорее всего – просто старческий маразм, который Маргарет сама осознает.
Внезапно мы переносимся в воспоминания ее молодости. Оказывается, девушка была из семьи простого бакалейщика и активного общественного деятеля. Cвою скромную молодость Мэгги проводила в лавке отца, с метлой или за кассой, выслушивая насмешки довоенных модниц из более обеспеченных семей. Отец для нее был примером. С юных лет он привил ей понятие, такое родное сердцу предпринимателя: «Малый бизнес – это кровь любого сообщества» (Small business is blood of any community).
Голубое платье и вареные яйца [и Алькаида]
Композиция фильма такая бессвязная, что спустя пару дней после просмотра трудно воспроизвести последовательность событий, которых там, честно говоря, особо и не было. Все в кучу: костюмы, пустая болтовня, огромное количество нарезки из воспоминаний вперемешку с чаем и вареными яйцами, и почти полное отсутствие действий. Да и воспоминания эти не трогают. Все сухо, фальшиво и безыдейно. Даже в голове не укладывается, как можно было сделать из такой интересной биографии такой сумбурный и скучный фильм.
Была у создателей фильма какая-то задумка с голубым цветом. Маргарет Тэтчер носит только голубое, и у нее большая гардеробная из практически одинаковых голубых костюмов. Однако после почти полного просмотра фильма так и не понятно, что имелось в виду. Ведь если камера многократно на что-то указывает, это имеет большое значение для понимания героя или сюжета. Что-то вроде кинематографического ружья, которое рано или поздно должно выстрелить.
Фильм полон клише вроде «не важно, что говорит толпа – иди свои путем» и прочее. Вероятно, по задумке автора зрители в этот момент должны были воспарить над землей, на них внезапно снизошло бы озарение. Но на фоне бездарного сценария и старческого маразма это как-то не впечатляло, скорее даже раздражало.
Где-то в середине фильма создатели намекнули нам, что Тэтчер накрыла мания величия или просто иллюзии. Ее диалоги с соратниками такие «сахарные» и пафосные, что зубы сводит. Интересно, кто их писал?
Ну и как всегда не обошлось без террористов и Алькаиды.
Одна за всех по-голливудски
Иногда совершенно провальный фильм становится успешным благодаря великолепной актерской работе. Решение утвердить Мерил Стрип на главную роль в фильме с большими амбициями, но слабым сценарием, возможно, было отчаянной попыткой спасти проект. Но, кажется, что именно Мерил Стрип и портит фильм больше всего. В попытке сыграть великую женщину, более великую, чем она сама, Мерил Стрип просто закатывала глаза, причмокивала вставными челюстями и отчаянно пыталась изобразить британский акцент. А в глазах уже виднелось слово «Оскар».
Актеры, которые снимаются в биографиях известных людей часто получают Оскара. Вспомните, например, фильм «Рэй» про Рэя Чарлза и триумф Джеми Фокса.
Кстати, тема с умственными расстройствами эксплуатируется в Голливуде давно. Рассел Кроу за роль профессора математики Джона Нэша в фильме «Игры разума» получил «Оскара» как лучший актер. Но это был по-настоящему захватывающий фильм, который смотрелся на одном дыхании, был великолепно снят, а сам Рассел Кроу выдал, пожалуй, лучшую для себя на сегодняшний день игру.
Фильм «Железная леди» получил «Оскара» в номинации «лучшая актриса». Это не удивляет: Мерил Стрип готовы номинировать, если ее имя просто будет в титрах. Ее номинируют за все фильмы, в которых она снимается. Смотрите хронику «Оскара».
Ох, не повезет кому-то великолепно сыграть в потрясающей картине, если в этот же год кто-то снимал Мерил Стрип!
Вторая и последняя номинация и победа на «Оскаре» у фильма «Железная леди» – в категории «лучший грим». В этом тоже есть доля лести, потому как грим делался Мерил Стрип, однако по качеству он был немногим лучше, чем в отечественном телесериале «Одна за всех».
На сей раз, кажется, даже прокатчики понимали, насколько тусклая получилась картина про Мерил Стрип Маргарет Тэтчер. Фильм мало рекламировался, не было громкой премьеры с иностранными звездами. Немного воспрянули они духом после Оскара и тут же налепили на афиши «знак качества».
«Женщина, изменившая ход истории» не внесла вклад в историю кинематографа.
О Тэтчер, о кино, о жизни
Во время просмотра меня не покидал вопрос: Маргарет Тэтчер умерла что ли? Нет, жива, слава Богу! Тогда зачем снимать такое странное начало, да и весь фильм? И что за фантазии на тему мертвого мужа? И неужели у нее совсем плохо с головой, чтобы она не поняла, что там про нее наснимали?
Хочется верить, что кто-то удосужится перечитать биографию внимательно и снимет другой, достойный фильм о Маргарет Тэтчер. Вряд ли сама Маргарет дождется этого, а жаль.
Среди киноманов бытует мнение, что кино надо смотреть только на большом экране. Однако мне больше нравится смотреть фильмы в одиночестве, в оригинале, без дубляжа, так как можно слушать голоса актеров. Признаюсь: я дважды уснула, не дойдя до 20 минуты, и только с третьей попытки заставила себя посмотреть фильм почти до конца. Но до финала меня все-таки не хватило.
90 минут – это средняя продолжительность западного фильма. Превышения стандарта – это удел эпических картин. Станет ли «Железная леди» новой классикой? Будут ли вспоминать поклонники актрисы именно эту роль. И честно ли было давать за это «Оскар»?
Для тех, кто все-таки досмотрел фильм до конца, или собирается его смотреть: напишите мне, пожалуйста, чем все закончилось.
Если вам понравилась эта рецензия, поделитесь с друзьями. Быть может вы спасете 104 минуты их бесценной жизни.
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.Вход | Регистрация
Так же Вы можете авторизоваться, используя аккаунты социальных сетей:


АФИША
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
- Красный цвет в интерьере
- PRONOVIAS представил коллекцию 2013 на Mercedes-Benz Fashion Week Russia
- Открыт прием заявок на участие в программе резиденций Light Work
- Открылся прием заявок на участие в стипендиальной программе Chevening
- Две женщины одного мужчины
- Нотки мужского в женском гардеробе ветровок весны 2013
- Как вернуть вкус к жизни за один день
- Расстаться красиво
- Необычные виды древних часов
- Новое британское кино: классика и современность
КОММЕНТАРИИ